7 шагов к решению «Кем стать»
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Здоровье человека и выбор профессии
Общее понятие здоровья (по определению Всемирной организации здравоохранения) включает в себя, кроме физического здоровья, душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к резкому ухудшению здоровья, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.
Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения.
Это могут быть:
- большие физические нагрузки
- постоянно низкая или высокая температура
- повышенная запыленность воздуха
- контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и др.
По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп
Первая группа включает профессии, в условиях работы вторых полностью отсутствуют неблагоприятные производственны е факторы. Это многочисленная группа профессий: продавец промышленных товаров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер.Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхании и склонности к простудным заболеваниям.
Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Эти профессии не могут быть рекомендованы лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше. чем во второй группе
К четвертой группе относится профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста Причем индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.
Пятая группа — это профессии и специальности, предметы труда которых требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т. п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, каквоспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.
Шестая группа — это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана.
Например:
- нарушения органов зрения — чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем;
- органов слуха — стенографистка, автослесарь; органов обоняния—повар и др.
Секреты выбора профессии: «Хочу» - «Могу» - «Надо»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжать учиться или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по его профессиональной деятельности. Как найти себя в этой жизни? Что поможет нам сделать тот единственный, правильный выбор?
Как любое путешествие начинается с желания отправиться в него, так и любое призвание начинается с желания найти лучшее в себе. Поэтому восхождение на гору призвания – это восхождение внутри нас. И первый помощник в нашем восхождении – «хочу», иначе говоря, наши эмоции: желание, любопытство, интерес.
Тебе по душе лавры знаменитого футболиста? Замечательно. А ты не прочь петь на сцене Большого театра? Еще лучше. Все это напоминает желания малышей: стать дворником, чтобы гулять, когда вздумается, или продавать мороженое, чтобы наесться его до отвала. И в том и в другом случае интерес вызывает кажущийся или подлинный, но результат профессии. Да, признаками труда считаются: мечта, действия, результаты. Но результаты стоят на последнем месте, следуют за мечтой, идеей и, главное, за каждодневными действиями, о которых мы, как правило, имеем самые смутные представления. Любой человек, не задумываясь, совершает трудовые действия, схожие с профессиональными. Ты пришиваешь пуговицу – то же делает и портной. Ты учишь читать младшего братишку – чем не педагогический опыт?! Тебе нравится возиться с аквариумными рыбками, кормить их, украшать аквариум диковинными водорослями – но то же, только в других масштабах, делает и ихтиолог.
Возможно, ты замечал, что одно тебе удается лучше, а другое – хуже . Скажем, ты берешь молоток и вовсе не уверен, что твой скворечник выйдет не кособоким. Но если у тебя в руках кисть и банка краски – ты уверен, покрасишь что надо. Одному удается все, что связано с техникой: и пробк и заменит, и приемник между делом, играючи отремонтирует. У другого из рук все валиться, зато именно он может подбить сверстников на любую затею, пользуется у них авторитетом как врожденный организатор.
В этом смысле каждый человек изначально талантлив. Только один развивает свой талант, другой зарывает его в землю, а большинство не замечают, и чем дальше, тем больше призыв судьбы глохнет, зарастает сорняками неверия, скептицизма, подневольности и усталости. А как часто приходится слышать в школе, в семье: зачеркни в себе это, избавься от того, а когда выкорчуешь – на этом месте насади что-то совсем иное. Как говориться, «до основания, а затем…». И человек, проявляя недюжинную волю, избавляется от одного, другого, третьего, глядишь, годам к тридцати уже и устал, и разочаровался.
Но на пустыре не соберешь тучного урожая. Выкорчевывая, пусть даже не самое лучшее, изменяешь неповторимое сочетание, именуемое личностью. Человек широк. В нем всякого разного столько найдется, что на самый взыскательный выбор хватит, да еще и останется. Всегда можно опереться на то, что есть в человеке. Открыть в себе лучшее, важное, стать тем, кем ты должен стать.
Но что же на самом деле движет человеком? Побуждает его к тем или иным действиям? Какая таинственная сила сортирует и запечатлевает во всемогущей памяти те или иные следы полученных впечатлений? Какая сила извлекает их из памяти помимо нашей воли? Раньше казалось – сознание. Но исследования ученых показали: в основе основ наших поступков лежат глубинные жизненные устремления, потребности. Порой о них мы и не задумываемся, они управляют нами помимо нашего сознания.
Возьмем, к примеру, отношение человека к работе. Как правило, в труде человек удовлетворяет сразу несколько потребностей: материальную, социальную – стремление к престижу, к уважению окружающих – и, наконец, творческую. Все они нужны. Важно только, чтобы какая – то из мотиваций не стала уродливо преобладающей, не затмила остальные.
Человек занимает, например, такую позицию: заработок, и ничто другое. В этом случае все его помыслы будут направлены на стремление получить побольше денег, и, скорее всего он начнет стремиться получить их любой ценой и любыми средствами, подчас во вред самому делу. Если же труд становиться только инструментом для достижения социального успеха, престижа, появляется тип личности, которую мы называем «карьерист».
Но есть одна очень важная, сравнительно недавно открытая психофизиологическая закономерность: наш мозг устроен так, что все силы нашего организма, наша интуиция всегда работают на ту потребность, которая в данный момент занимает господствующее положение. Поэтому я никогда не сделаю ничего выдающегося – ничего не открою, не изобрету, не стану виртуозом, если у меня любовь к самому делу не занимает достаточно важного места в системе моих интересов.
И еще одна закономерность: удовлетворение одних потребностей не замещает неудовлетворенность других! А неудовлетворенные потребности могут принимать самые неожиданные формы – приводить к депрессиям и опустошенности, жестокости и самомнению, нетерпимости и зависти… Так стоит ли за суммой результатов терять собственную жизнь. Ведь жизнь больше любых результатов. Жизнь – это прежде всего любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь… Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое?
Вот несколько заповедей:
1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?
2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!
3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне.
4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.
5. Выбирай по душе не профессию, а связанный с нею образ жизни и подходящий тебе вид деятельности.
6. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому!
ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ЭТО СЛОЖНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ ШАГ, ОТ КОТОРОГО БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ВСЯ ВАША ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ.
ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЫВАЙТЕ:
- Ваши интересы (что интересно на уровне хобби, а что может стать профессией)
- Собственные склонности и возможности, способности, которые обеспечат успех в работе
- Сведения о профессиях, которые соответствуют вашим интересам и способностям
- Состояние вашего здоровья, советы вашего врача
- Возможность получить выбранную специальность (обучение)
- Возможности трудоустройства
- Перспективы развития выбираемой профессии
ПЛАНИРУЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ ПОДУМАЙ:
- От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовольствие
- Каковы ваши основные интересы и любимое времяпровождение
- Какие учебные предметы были у вас любимыми
- Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов, из года в год
- О какой работе вы мечтаете, какой Вы представляете её через 10 лет
ОПИШИТЕ КАК МОЖНО ПОДРОБНЕЕ:
- Каковы ваши критерии выбора работы (обязательные и желательные)
- Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной
- Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу
- Если работа, которая вам кажется идеальной, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении
Пусть Ваша будущая профессия, станет Вам лучшим другом!!!
Слагаемые успеха
Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:
- конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
- ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
- главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
- цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
- пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
- внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
- внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
- запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
- на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
- каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
- какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
- какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
- хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.
1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.
раскрыть » / « свернуть